Общественный контроль ЖКХ

Опубликовано: 30 апреля 2013

Не секрет, что в настоящее время проблема предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг вызывают серьезное беспокойство граждан, а ситуация в сфере ЖКХ является постоянным источником социального напряжения.

Только в Чувашии в апреле состоялось несколько пикетов и митингов, посвященных данной теме, а Госсовет республики был вынужден провести парламентские слушания по проблемам в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По мнению участников парламентских слушаний, необходимо выработать ряд мер, направленных на модернизацию жилищного фонда, эффективное использование коммунальных ресурсов, привлечение бюджетных инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, ужесточение контроля за деятельностью управляющих организаций, дальнейшее развитие информационных технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на обеспечение и защиту прав и законных интересов населения Чувашской Республики при предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

Парламентарии Чувашии в данном вопросе не стали первопроходцами. Важность контроля за деятельностью управляющих организаций, в том числе и со стороны общества, отметил еще Президент России Владимир Путин на совещании 4 февраля 2013 г. Глава государства указал, что качество оказания жилищно-коммунальных услуг имеет высокую важность для населения и предложил поощрять деятельность общественных организаций, которые выполняют функцию контроля за сферой ЖКХ. Таким образом, необходимость в осуществлении общественного контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств, признается на всех уровнях.

Тем не менее, теоретическое понимание необходимости общественного контроля в сфере ЖКХ это одно, а практическая работа – другое. Показательным примером может служить ситуация, сложившаяся на совещании по вопросам общественного контроля ЖКХ, проведенном в конце апреля Минстроем республики. Неожиданно выяснилось, что подавляющее большинство НКО Чувашии не готово к работе с муниципалитетами. Нет ни опыта такой работы, ни даже простого понимания особенностей деятельности управляющих компаний.

Проблемы у различных НКО, претендующих в настоящее время на сотрудничество с органами муниципальной власти Чувашии, в целом схожи.

Во-первых, если речь идет об организации работающей менее одного года, можно быть практически уверенным в том, что эта организация создавалась в спешке, специально для участия в проекте и может прекратить свое существование в любой момент. У такой организации нет собственной материально-технической базы, у неё, скорее всего неизвестные широкой общественности учредители и руководители, отсутствует публичная информация о деятельности, в том числе даже нет собственного сайта. Разумеется, ни о каком предыдущем опыте работы в этом случае и говорить не приходится.

Если же вести речь об организациях, существующих более-менее длительное время, можно заметить, что большинство из них существуют больше на бумаге и отличаются крайне нестабильной работой. У них либо нет собственных помещений (следовательно, нет материально-технических возможностей для организации колл-центра по приему обращений граждан посредством телефонной связи), либо имеющиеся находятся в местах с неудобной транспортной доступностью, нет квалифицированного персонала, отсутствует какая-либо информационно-методическая база, нет опыта сотрудничества с органами государственной и муниципальной власти.

Сотрудничество с Фондом ЖКХ предполагается до 2016 г., следовательно, партнер должен гарантировать муниципалитету обеспечение выполнения работы по общественному контролю как минимум на этот же период, причем не только на этапе подачи документов в Фонд ЖКХ, но при проведении проверок о ходе реализации всей работы. Каким образом общественная организация, не имеющая ни малейшего опыта проведения самостоятельных или совместных проверок управляющих организаций, методологии проведения контроля и квалифицированного персонала может оперативно и качественно оказать помощь муниципалитету при проведении Фондом ЖКХ проверок качества реализации общественного контроля, совершенно не очевидно.

Из изложенного выше ясно, что большинство некоммерческих организаций республики гарантии долгосрочного сотрудничества, к сожалению, дать не могут. Тем не менее, варианты у муниципалитетов все же существуют. Одной из общественных организаций, практически полностью соответствующих требованиям Фонда ЖКХ, является ОО «Гражданская инициатива». Это одна из немногих стабильно и динамично развивающихся общественных организаций Чувашии, осуществляющая свою деятельность уже более 9 лет, что гарантирует долгосрочное сотрудничество и подтверждается участием в долгосрочных программах Общественной палаты России.

ЧРОО «Гражданская инициатива» - одна из наиболее известных и уважаемых общественных организаций региона, с прозрачной структурой управления и публичной отчетностью. Организация тесно взаимодействует с Общественными Палатами России и Чувашии, Гостехнадзором, Росреестром, Правительством республики, правоохранительными и иными федеральными и региональными органами власти. «Гражданская инициатива» имеет профессиональных штатных специалистов, занимающихся вопросами в сфере ЖКХ, неоднократно участвовавших в проверках управляющих организаций совместно с Минстроем Чувашии, Госжилинспекцией, администрациями городов, Общественной палатой Чувашии и т.д.

«Гражданской инициативой» разработана и реализуется собственная общественная программа «Гражданский контроль ЖКХ», в рамках которой в центре г.Чебоксары действует общественная приемная для приема граждан по вопросам в сфере ЖКХ, проводятся выездные приемы населения, функционирует постоянно работающая «горячая линия» (для приема телефонных обращений граждан используется легко запоминаемый номер 298-298).

Особенностью работы организации является тесное сотрудничество с Общественной палатой России. Поддержка деятельности осуществляется экспертами Общественной палаты страны, на постоянной основе проводятся межрегиональные и региональные обучающие семинары с участием ведущих экспертов страны, в ходе которых федеральные эксперты также дают индивидуальные консультации.

«Наша организация имеет опыт, а также обладает методологией проведения самостоятельных проверок управляющих организаций», - утверждает руководитель ЧРОО «Гражданская инициатива» Николай Косыев, - «Мы готовы оказывать поддержку как гражданам-потребителям ЖКУ, так и управляющим организациям и можем гарантировать муниципалитетам республики долгосрочное сотрудничество и поддержку по реализации общественного контроля, вплоть до завершения сотрудничества с Фондом ЖКХ».