29 августа 2024 года в Общественной палате Чувашской Республики состоялось мероприятие по обсуждению вопросов безопасной эксплуатации электросамокатов и соблюдения правил дорожного движения пользователями электросамокатов в городе Чебоксары.
Модератором совещания выступил Заместитель Председателя Общественной палаты, председатель комиссии по строительству, инфраструктурному и территориальному развитию, ЖКХ, транспорту и дорожному хозяйству Владимир Радин. Он отметил, что необходимо принять меры по улучшению ситуации в сфере эксплуатации электросамокатов в регионе. Поскольку в последнее время участились случаи происшествий и аварий с их участием. Это представляет серьезную угрозу не только для самих электросамокатчиков, но и пешеходов, в том числе детей, пожилых и людей с ограниченными возможностями.
В рабочем совещании приняли участие представители Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, администрации города Чебоксары, член общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и владельцы пунктов прокатов самокатов.
С приветственным словом к участникам совещания по видеосвязи обратился руководитель направления по взаимодействию с органами власти ПФО и УФО, представитель кикшерингового сервиса Whoosh Айрат Шайдуков. Он подчеркнул, что для повышения безопасности при использовании электросамокатов необходимо усилить профилактические меры:
«В этом году мы уже приняли несколько важных шагов для повышения безопасности при управлении самокатами. Мы заблокировали 8000 аккаунтов, которые нарушали правила использования СИМ. Также мы усилили штрафы за неправильное использование СИМ и создали специальную платформу для самокатов. Это позволяет нам оперативно получать данные о нарушениях и принимать необходимые меры», - обратился к участникам совещания Айрат Шайдуков.
Напомним, что с 1 марта 2023 года вступили в силу поправки к ПДД, которые определили правовой статус электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, моноколес и другой подобной техники. Теперь официально они считаются средствами индивидуальной мобильности. Также введены определенные запреты и ограничения для их водителей. Однако, как показывает практика, во многих случаях они ими пренебрегают, либо имеют весьма поверхностное представление об этом.
Подполковник полиции, начальник ГАИ УМВД России по городу Чебоксары Андрей Лукин рассказал о соблюдении правил дорожного движения пользователями электросамокатов в г. Чебоксары: «Всего за прошедший период 2024 года в г. Чебоксары зарегистрировано 39 дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности. В отношении граждан нарушающих ПДД РФ применяются меры административного воздействия».
Андрей Лукин считает, что особое внимание должно быть уделено вопросам воспитания детей – «Зачастую сами родители приобретают для детей самокаты, электросамокаты, но не утруждают себя тем, чтобы обучить ребенка не только управлять этой техникой, но и соблюдать правила безопасности», - заключил он.
В ходе обсуждения были высказаны различные мнения и предложения по улучшению ситуации. Одним из основных предложений стало введение обязательной регистрации электросамокатов и получение специальных разрешений на их эксплуатацию. Кроме того, общественники обратили внимание на необходимость использования защитных средств, таких как шлемы и светоотражающие элементы, для повышения безопасности на дороге. Также ввести систему двухэтапной аутентификации, чтобы исключить возможность использования чужих аккаунтов. При этом, было предложено проводить обучающие курсы для пользователей электросамокатов, где они смогут получить необходимые знания о правилах дорожного движения и безопасной эксплуатации транспортных средств.
Высказались и сами владельцы пунктов прокатов электросамокатов, которые подняли проблему использования молодыми людьми чужих аккаунтов. По их словам, взять напрокат электросамокат и отследить, кто именно им пользуется, практически невозможно. Это создает не только неудобства для владельцев аккаунтов, но и может привести к непредвиденным ситуациям, таким как несчастные случаи или повреждение самих СИМ.
Подводя итоги финальной встречи, Владимир Радин отметил, что безопасность горожан должна быть приоритетом для всех участников дорожного движения: «Безусловно, гражданам необходимо прививать культуру пользования индивидуальным электротранспортом. Каждый из нас должен понимать свою ответственность за соблюдение правил дорожного движения и уважительное отношение к другим участникам. Только совместными усилиями мы сможем обеспечить безопасность и комфортное сосуществование всех участников дорожного движения в нашем городе».
Все предложения, выработанные на совещании, будут направлены на рассмотрение в соответсвующие органы.
Справочно: Правила пользования СИМ:
- максимальная допустимая скорость движения на средства индивидуальной мобильности составляет 25 километров в час;
- пешеход всегда имеет приоритет перед средством индивидуальной мобильности при совместном движении;
- при выезде из жилой зоны средства индивидуальной обязаны уступать движение всем участникам движения;
- средства индивидуальной мобильности не имеет права обгонять другие транспортные средства слева;
- запрещено движение по автомагистралям, в том числе по обочине;
- запрещена буксировка СИМ;
- на пешеходном переходе пользователь средства индивидуальной мобильности обязан спешиваться.